Сегодня эти марки знает весь мир. Они стояли у истоков современной мебельной индустрии. Их оборот измеряется миллионами, шоу-румы украшают престижные улицы главных городов мира, а предметы – формируют облик самых красивых интерьеров на всех континентах. Что еще объединяет эти компании? Все они рождались в небольших ремесленных мастерских, сараях и гаражах. 

Предлагаем десять коротких историй о том, как при помощи хороших идей, деловой хватки и упорного труда сделать из небольшой "столярки" мировой дизайнерский бренд. 

Дерево – в нашем сердце

Riva1920 – та редкая компания, которая не просто работает с деревом, а создает новые миры. «Дерево — сердце нашей компании», — говорят владельцы Riva 1920 Давиде и Маурицио Рива (Davide e Maurizio Riva). Нынешнее поколение руководителей компании Riva 1920 — третье. Основал фабрику их дед Нино Романо в 1920 году, отсюда и название марки. Изначально фабрика занималась   производством классический мебели из массива дерева. Почти столетний опыт работы с деревом научил мастеров распознавать характер каждой породы, выявлять его сильные и слабые стороны, подчеркивать естественную и разновозрастную красоту. Так появилась современная концепция марки: Мебель из дерева — авторская, экологичная, современная, великолепно сделанная и спроектированная в духе актуальных тенденций. Смело можно сказать, что recycle и upcycle в интерпретации Riva1920 представляют собой самобытные явления в современной деревообработке. Например, одна из последних коллекций столов сделана из каури! Это доисторическое ископаемое дерево из Новой Зеландии, которое пролежало в местных болотах не одну тысячу лет. Еще одна показательная мебельная коллекция марки - Briccole. Звездные дизайнеры, от Маттео Туна до Карима Рашида создали модели мебели, вдохновляясь сваями (бриколе) венецианской лагуны, на которых стоят дома. Из них же изготовлены модели. Каждые 10–20 лет бриколе требуют замены и благодаря инициативе бренда они обретают вторую жизнь в великолепной мебели.

Кроме того, поклонники качественной итальянской мебели знают фабрику как поставщика систем хранения, столов, стульев, кроватей, кресел, комодов и табуретов из тика, ореха, вишни, клена, дуба. Именитые и звездные дизайнеры активно сотрудничать с фабрикой, среди них: Терри Дван (Terry Dwan), Маттео Тун (Matteo Thun), Паола Навоне (Paola Navone), Джулиано Каппеллетти (Giuliano Cappelletti).

От скамейки до живого наследия

В 2014 году французская компания мебельная Grange, чья мебель продается в разных частях света, от Южной Кореи до Индии, отметила свое 110-летие. А в 2013 она вошла в национальный реестр «Компаний живого наследия». Этот статус подтверждает мастерство краснодеревщиков, развитие традиций мебельного дела, но и самое важное, является гарантией того, что вся продукция Grange соответствует l’art de vivre, искусству жить по-французски. Сегодня Grange позиционирует себя как Дом Декора, а не просто мебельная фабрика, на манер Дома Моды. В ее ассортименте коллекции мебели и аксессуаров для  всего дома, от спальни до прихожей. В дизайне – вольные фантазии на тему исторических стилей и эпох, от избыточной мадам Помпадур до строгого Османа, от кантри-шика до сдержанного ар-деко. Здесь нет точных копий и цитирований, но есть тонкая игра образов и характеров, поэтому ассортимент сложно уличить во всеядности. Нынешний арт-директор компании Эрик да Коста управляется с моделями как изысканный кутюрье: грубоватую фактуру дуба меняет на гладкую вишню, распускает швы обивок на классических мягких стульях, добавляет все больше металла… 

В 1904 году Жозеф Гранж, краснодеревщик из маленького городка Сен-Симфорьен-сюр-Куаз, что в окрестностях Лиона, получил от местного кюре заказ обновить молельные скамейки в Храме. Заказ был исполнен надлежащим образом. Так началась история мебельной компании Grange, и быть может поэтому она до сих пор и продолжается, не смотря на все перипетии мировой экономики.

Зонтик как двигатель прогресса

«Тюбик зубной пасты, изогнутый как печная труба и запаянный с двухконцов», – так описывал свой диван TOGO французский дизайнер Мишель Дюкаруа.  Комфортный безкаркасный диван-подушка был выпущен  Ligne Roset в 1973  году и сразу жестал манифестом нон-конформизма, фетишем молодых влюбленных и маркером богемных интерьеров. И, конечно же, символом французской марки Ligne Roset. Сегодня она считается проводником элегантного стиля, тонкого и умного дизайна.  

Ligne  Roset  – одна из немногих мебельных марок, в истории которой, так ярко отразилась история промдизайна вообще, мебельного бизнеса, торговли , –  и все это под французским соусом.  

В 1860 году на юге Франции  Антуан Розе, прадед теперешних владельцев, основал мастерскую по производству тростей для дамских зонтиков.  Чуть позже мастерская занялась производством мебельных составляющих, ножек и перекладин для стульев, а позднее и стульев целиком.
Промышленное производство мебели пришлось на послевоенный период, когда реконструированная фабрика во главе c Жаном Розе стала работать по контрактам. Фабрика Roset производила современную мебель в скандинавском стиле для общественных учреждений, школ и гимназий, университетов и общежитий. Это был золотой век госзаказов, который помог семье Розе собрать необходимый капитал для дальнейших смелых прорывов. В 1970 Жан Розе сосредоточился на производствепредметов мебели для частного жилья и начался золотой век дизайна! Именно внего пошли инвестиции. Мишель Дюкарой был первым. Сегодня плеяду дизайнеров, которые сотрудничают с Ligne Roset составляют классики от Питера Мали, Пьера Шарпена, Франсуа Азамбура до более радикальной молодежи:  братья Буррулек, Ноэ Дюшофур-Лоранс, Филипп Нигро и украинка Катерина Соколова.

Кроме того, Ligne Roset стала одной из первых марок, которая в 1970 гг  начала продажи своих коллекций через сеть монобрендовы магазинов. Так  Ligne Roset выросла в мультинациональную компанию с фабриками во Франции, штаб-квартирой в Бриоре, с 200 монобрендовыми салонами  и 1000 шоу-румов по всему миру. 

Ценой в 10 долларов

Американская мебельная марка Baker - это, конечно, настоящее роскошь, без примеси попсы и китча. Считается, что Baker - это  дорого, стильно и качественно. У компании больше десятка коллекций, созданных по образцам различных исторических эпох Англии, Америки, Ирландии, Шотландии, Франции, Китая и России, образцы классической и современной мебели. Ее можно увидеть в богатых домах, правительственных резиденциях и дорогих отелях. С Baker работают знаменитые дизайнеры и декораторы: голливудская любимица Барбера Берри, знаток стиля Жак Гарсия, звезда американского дизайна Билл Софилд…

У истоков создания компании стоял Сиб Бэйкер. Эмигрант из Нидерландов, в Северно-Американских штатах он начал сплавлять лес по рекам и озерам Западного Мичигана. Заработанные деньги позволили ему освоить новое ремесло краснодеревщика. В 80-ых годах XIX века Сиб открыл мебельную мастерскую. Самым популярным и ходовым товаром Сиба стала модель дубового «секретера», то есть модуля, который состоял из письменного стола и шкафа. Продавалось за 10 долларов, и хорошо продавалось. Денег, заработанных Сибом, хватило на то, чтобы его сын, Холлис Бэйкер, получил университетское образование и отправился в Еропейское путешествие. Холлис влюбился в Старый Свет, и и уже тогда в 1910 голу начал собирать лучшие образы европейской мебели XVIII-XIX веков. Эта коллекция положила начало музею компании, и а его экспонаты стали образцами для создания будующих коллекций компании Baker, которую Холлис Бейкер возглавил в 1925 году.

Лаборатория Совершенства

Энциклопедия дизайна, школа мастерства, легенды и были бизнеса, – все уместилось в уместилось в 90- летней истории легендарной марки Сassina. Все начиналось в 1927 в городке Меда, близ Милана. Два брата Кассина, Умберто и Чезаре, из семьи потомственных краснодеревщиков, открывают небольшую столярную мастерскую. Скамьи, стулья, столы отличного качества помогли братьям пережить экономическую депрессию 1929 года, нарастить производство, выстоять в военное время. Поворотным моментов в истории мастерской стало знакомство с архитектором Джо Понти в 1950гг, который на том момент занимался обустройством дорогих яхт и кораблей. Океанский лайнер Andrea Doria, для которого братья Кассина изготовили 500 единиц мебели, по заказу Понти, «вывез» мастерскую совсем на другой уровень. А благодаря сотрудничеству в Джо Понти в коллекции Cassina появится первая икона стиля – стул Superleggera из ясеня, который весил всего 1700 грамм. Его прототипом послужил традиционный стул итальянских рыбаков…

В 1960 начались эксперименты с новыми материалами и молодыми дизайнерами: Гайтано Пеше, Вико Мажистретти, Тобио Скарпа, которые со временем станут классиками. Чазаре даже создал дочернюю фирму – творческую лабораторию «Braccio di Ferro», где ставились самые смелые эксперименты в духе времени. Отсюда, отсюда, кстати вышли, «пластиковые» стекающие стулья Гайтано Пеше, например Golghota (сейчас модель в музейном собрании МОМа в Нью-Йорке…). Сегодня Cassina продолжает оставаться и трендсетером, и архивариусом. В коллекциях – весь ассортимент мебели. Среди дизайнеров контрибьютеров марки – только звезды, от Марио Беллини до Хайме Айона. Патрисия Уркиола – новый арт-директор компании. Все созданные модели достойны музейных коллекций. Собственные архивы марки – уже культурное достояние. Кроме то, Cassina выпускает римейки культовых моделей великих дизайнеров и архитекторов ХХ века, от Гари Ритвельда и Ле Корбюзье до Шарлотт Перьян. Лимитированные серии этих предметов собраны в коллекции Imaestri.

Fritz Hansen. Делает мечту реальностью

Легендарная датская мебельная марка стала локомотивом развития скандинавского дизайна второй половины ХХ века. Именно благодаря ей самые смелые разработки отца-основателя датского дизайна Аарне Якобсена, яркого представителя датского модернизма, поженивший рационализм «Bauhaus» и традиции деревянщиков Ханса Вегнера, эпатажного Вернера Пантона, тяготеющего к поп-арту, стали реальностью. Это модели стульев и кресел China Chair (1944) , Swan и Egg, стулья Ant и Series 7 (1950-60гг), Bachelor и Tivoli (1960). Сегодня они составляют азбуку дизайна, а их перевыпуск - репутацию и финансовую стабильность компании Fritz Hansen. В конце ХХ века она превратилась в «интернациональную» республику – Republic of Fritz Hansen. В ее коллекциях римейки моделей знаменитых классиков, мебель, свет, аксессуары для дома и офиса, которые сегодня для компании разрабатывают самые знаменитые дизайнеры, привнося в скандинавский дизайн свой индивидуальный стиль. Среди них Пьеро Лиссони, Хайме Айаон, Komplot Design, Хиромичи Конно и др. 

А свою историю компания Fritz Hansen ведет с конца XIХ века. В 1872 году, талантливый столяр Фритц Хансен получил сертификат краснодеревщика и долгожданное разрешение на торговлю, и уже в 1885 году он приступил к созданию первых моделей бренда. Спустя два года открывается его собственный магазин в Копенгагене. А в начале ХХ века мебель производства мастерской Фритца Хансена появится залах правительственного Дворца Кристиансборг, Библиотеке Университета Копенгагена, Здании Верховного Суда… . 

В 1930гг Кристиан Э. Хансен, внук основателя, начинает экспериментировать с фанерой и гнул древесину под действием пара. Впоследствии мебель из клееной фанеры, станет одной из специализации компании Fritz Hansen

История одной любви

В России американскую компанию Knoll знают прежде всего как производителя и разработчика высокотехнологичной дизайнерской мебели, оборудования и рабочих станций для офиса. В действительности, Knoll на протяжении всей своей истории делает вещи, в своем большинстве, универсальные и канонические. «Идеально нарисовано и добротно сделано», – так вкратце можно охарактеризовать продукцию Knoll. Вещи от Knoll, как истинная драгоценность становятся не только украшением любого интерьера, но придает ему еще больше ценности...

Компания была основана в Нью-Йорке в 1938 году Хансом Кноллом, который принадлежал к третьему поколению краснодеревщиков, эмигрировавших в США из Штутгарта. Она занималась производством мебели для жилых интерьеров. Решающим и во многом определяющим для компании стал 1943 год: Ханс встретил Флоренс Шаст (Shust). Американка с немецкими корнями, архитектор, получила блистательное образование. Ее учителем был великий модернист Мис ван дер Рое, а первыми коллегами лидеры движения Bauhaus: Марсель Броер и Вальтер Гропиус… Именно Флоренс, несмотря на военное время, убедила Ханса начать сотрудничество с именитыми архитекторами, многие из которых искали спасения в США. Это решение определило дальнейший успех компании. Кnoll приглашал к сотрудничеству лучших из лучших. Для фабрики проектировали Л. Мис ван дер Роэ, М. Бройер, Э. Сааринен, Г. Бертойя и Флоренс Кнолл. Сегодня постоянная коллекция Knoll включает работы ключевых дизайнеров ХХ века — Ф. Альбини, Г. Ауленти, Э. Балери, А. Кастильони, Ф. Гери, и, конечно, к проектам привлекаются звезды современного дизайна, такие как Росс Лавгроув, Barber & Osgerby и др. 

Флоренс и Ханс поженились в 1946… А 1955 Ханс погиб в автомобильной катастрофе. Флоренс Кнолл взяла бразды правления компании в свои руки и определяла не только бизнес стратегии Knoll, но и создавала коллекции мебели, которые до сих пор переиздаются.

От буфета до кухонной системы

Что представляет собой современная кухня, вернее пространство, которое она вокруг себя формирует, демонстрируют кухонные системы немецкой компании bulthaup. Здесь все функционально, разумно, дорого и стильно. Когда-то bulthaup совершил революцию кухонного дизайна, представив в качестве системообразующего модуля  кухонный «верстак» из стали. В наши дни – многофункциональные «стены-трансформеры», а в дополнение – табуреты, скамьи, столы и стильные аксессуары, от хлебницы до мельниц... Оказавшись на такой кухне, не сразу понимаешь, что это пространство, предназначенное для приготовления еды. Здесь целый мир, в котором можно жить и наслаждаться процессом.

История компании началась в 1949 году в деревне Айх на юге Баварии, где Мартин Бултхауп приобрел лесопильный завод и основал компанию, названную его именем. Изначально bulthaup занимался производством кухонных буфетов, которые пользовались большой популярностью. Их доставляли на запряженных лошадьми повозках. Вскоре компания начала продавать свою продукцию по всей Германии. В 1966 году на двух заводах компании было запущено конвейерное производство. А в 1969 на рынок вышла первая современная и концептуальная кухня Stil75, которая соответствовала духу времени и новому поколению потребителей, готовых с легкостью расстаться с бабушкиным буфетом. 

В 1976 руководство компанией принял Герд Бултхауп, сын Мартина Бултхаупa. Он принес в компанию свою любовь к архитектуре, философии "Баухауса" и современному дизайну. С 2010 года компанией bulthaup руководит Марк О. Экерт, внук основателя компании. bulthaup продолжает двигаться вперед, развивая собственную философию кухонной мебели, основные принципы которой в 1980 были сформулированы дизайнером bulthaup Отлом Айхером в книге «Кухня для приготовления пищи»: аутентичность в функциональности и материалах, уход от избыточности к самому необходимому, где самыми важными факторами становятся удовольствие, приготовление пищи и общение.

От стволов к системам

В 2015 году итальянская компания Molteni&C шумно отпраздновала свое 80-летие. В Галерее современного искусства (GAM) в Милане на Вилле Реале были представлены культовые модели мебели компании в аранжировке куратора выставки, Джаспера Морисона, теоретика и практика современного дизайна. В едином экспозиционном пространстве ему удалось объединить предметы и историю: авангардные кресла от Джо Понти, первые современные системы хранения Лука Меды, технологичные диваны Жана Нувеля.  Molteni&C сегодня – это безупречный стиль, высокотехнологичное производство и ремесленные традиции. Такую мебель не подделаешь, а дизайн не своруешь – слишком сильна идентика бренда.

В 1970 годах Карло Молтени решил придать новый импульс мебельному производству, основы которого еще в 1930гг заложили его родители Анжело и Джузепина Молтени. Они начинали с мебельной мастерской в городке Джуссано, что в Брианце, в «мебельной» провинции Италии. Здесь еще помнят, как в мастерскую привозили цельные стволы деревьев для распила… В 1950 мастерская превратилась уже в промышленное в производство. Карло взял курс на изготовление не просто качественной мебели, но дизайнерской: так он начал привлекать к сотрудничеству известных дизайнеров, помятуя опыт успешного сотрудничества с Джо Понти, который начали еще родители. В первую очередь, обновленное Molteni&C прославилось своими разнообразными системами хранения, от библиотек до шкафов. Самые известные – универсальные программы 505, 7volte7, которые разработал Люка Меда. Так модульные решения стали одной из "фишек" бренда. Вторая – отдельные предметы мебели: стильные, лаконичные и технологичные. то что сегодня считается определением современной роскоши. Их разрабатывают звезды: Норман Фостер, Арик Леви, Жан Нувель, Люку Никетто, Феручио Лавиани, – каждый в своем стиле, но в манере Molteni&C. 

Справедливости ради стоит отметить, что сегодня Molteni&C как мебельный холдинг объединяет несколько компаний, каждый со своей специализацией: Molteni&C (мебель для жилых интерьеров), Unifor (офисы), Dada (кухни ) et Citterio (офисы и перегородки).

Молодой и дерзкий 

В 1954 году Аурелио Дзанотта начал свой небольшой мебельный бизнес с выпуска заурядных, по тем временам, кресел и диванов: мягкие, прочные, комфортные. Но послевоенное время бурлило новыми стремлениями и представлениями о новой жизни – европейская весна вступала в свои права. Молодые таланты предлагали новые идеи, а смельчаки-предприниматели, такие как Аурелио Дзанотта решались их реализовывать. 

В конце 1960-х трое молодых итальянских архитектора Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро были одержимы идеей создать сиденье-мешок, наполненное шариками полистирола. Аурелио Дзанотта ухватился за странный проект. В 1968 году Zanotta выпустила грушевидное кресло под названием Sacco (в пер. с итал. — «мешок»). Модель стала суперпопулярной у поколения хиппи и символом марки. Так Zanotta положила начало производству нового вида сидений — бескаркасных кресел, а мебельный дизайн получил новое измерение. Аурелио Дзанотта продолжал активно сотрудничать с начинающими дизайнерами, которые спустя годы станут классиками дизайна ХХ века, а их модели – иконами стиля. Среди них Акилле Кастильони, Марко Зануссо, Эторре Соттсасс. Сегодня Zanotta продолжает успешно двигаться в направлении, которое задал в 1960 Аурелио: «Мебельная индустрия должна предугадывать запросы будущего, а не ограничиваться пассивным спросом».

Она открывает новые имена дизайнеров: британец Дэмиен Вильямсон, финн Мика Толванен, итальянцы Алессандро Дубини, Сальваторе Индриоло. И остается верна своему стилю: выразительность, точность, легкость. Помимо высокотехнлогичных материалов, использование которых требует такого же высокотехнологичного оборудования и серийного производства, Zanotta продвигает уникальные предметы hand made, которые выпускаются ограниченным тиражом. Они собраны в коллекции Zanotta Edizioni. Для их изготовления мастера берут традиционные техники: мозаику, интарсию, роспись по дереву.

 

Подробнее на stories.woodworks.show/11/

Отправить сообщение * обязательные поля для заполнения.